Пассивный / Операционный
Независимый / Коммерческий
Интеграционный / Стратегический
Поддерживающий / Координационный
Пассивный / Операционный
На операционном уровне руководитель подразделения закупок пытается выстроить непрерывный процесс закупок. Основной функцией закупок является обработка заказов, поиск поставщиков проводится бессистемно, отсутствует база поставщиков. На этом уровне процессу закупок не придается стратегическая значимость и сам процесс закупок происходит не в рамках отдельного подразделения, а силами смежных функций.
Стратегия : отсутствует
Основная задача : закупать товар по потребностям
Бизнес-процессы : не регламентированы
Управление поставщиками : не регламентировано или отсутствует
Мониторинг рынка : не проводится или от случая к случаю
Внутреннее взаимодействие : ограничено приемом заявок
Участие в бюджетировании : нет
Квалификация : экспедитор
Оценка персонала : обратная связь по количеству выполненных заявок
Независимый / Коммерческий
На коммерческом уровне основное внимание направляется на достижение наиболее низкой цены закупаемых товаров и услуг, причем, остальные критерии выбора поставщика и другие аспекты не рассматриваются. Для снижения цен создается максимальная конкуренция среди поставщиков с помощью ведения напряженных переговоров с как можно большим количеством. Такие переговоры затрагивают только вопрос цены, а не построения партнерских долгосрочных отношений. Обычно на этом этапе функция закупок выделяется в отдельное структурное подразделение с независимостью на операционном уровне.
Стратегия : отсутствует
Основная задача : закупать товар по потребностям
Бизнес-процессы : регламентированы
Управление поставщиками : есть правила
Мониторинг рынка : проводится нерегулярно
Внутреннее взаимодействие : ограничено отделами инициатора заявки, складами и бухгалтерией
Участие в бюджетировании : нет
Квалификация : знание некоторых методик и инструментов
Оценка персонала : на основании прироста прибыли компании
Поддерживающий / Координационный
На координационном уровне закупочные функции обычно централизуются, и подразделение закупок начинает играть стратегическую роль в организации. Такая централизация предполагает построение единых политик и процедур работы и обеспечение дисциплины внутри закупок.
Основной функцией закупок становится контроль над закупками по всем категориям, появляется собственная стратегия, но управление поставщиками в ней рассматривается в течение краткосрочного периода, что не является достаточным, со стратегической точки зрения,
горизонтом планирования.
Стратегия : есть, не интегрирована со стратегией компании
Основная задача : закупать товар, увеличивающий конкурентное преимущество компании
Бизнес-процессы : регламентированы, интегрированы в другие процессы компании
Управление поставщиками : регламентировано
Мониторинг рынка : регулярно
Внутреннее взаимодействие : систематичное
Участие в бюджетировании : участие в планировании бюджета
Квалификация : знание современных методик и инструментов, непрерывное развитие
Оценка персонала : по KPI отдела закупок
Интеграционный / Стратегический
На стратегическом уровне зрелости происходит постепенное делегирование полномочий по закупкам. За центральным подразделением остается стратегическое и тактическое управление, а операционная деятельность реализуется на местах. Стратегия распространяется уже на более длительный период - 3-5 лет. Так как уже выстроены процессы взаимодействия со смежными подразделениями, то исключаются конфликты между функцией закупок и другими функциями компании. Это позволяет снизить совокупную стоимость владения закупаемых товаров и услуг, так как учитывает интересы всех подразделений компании, закупающих данный вид товаров или
услуг, их консолидированную потребность и совокупную стоимость владения, а не только интересы отдельного подразделения и цену приобретения. В дальнейшем, на уровне внешней интеграции, закупки рассматриваются как набор проектов, под каждый из которых географически распределенной проектной группой создается виртуальная цепочка поставок, поскольку взаимодействие осуществляется через Интернет и интегрированные информационные системы.
Вся деятельность и стратегия направлены на формирование ценности для конечного клиента в цепочке поставок. На следующем уровне достигается интеграция цепочки создания ценности, и основным стратегическим приоритетом становится создание ценности для конечного потребителя.
В цепочке поставок наблюдается сильная взаимосвязь и синергия контрагентов.
Стратегия : есть, интегрирована со стратегией компании
Основная задача : закупать товар, увеличивающий конкурентное преимущество
Бизнес-процессы : регламентированы, интегрированы в другие процессы компании
Управление поставщиками : регламентировано, синхронизировано со стратегией
Мониторинг рынка : непрерывный мониторинг конкурентов, поставщиков, товаров
Внутреннее взаимодействие : со всеми подразделениями
Участие в бюджетировании : участие в планировании и контроле исполнения бюджета
Квалификация : компетенции в закупках, финансах, категориях
Оценка персонала : по KPI компании
https://www.litres.ru/book/irina-povoroznik/korpo ... fektivnuu-sistemu-za-68831289/Канал PRO закупки
Procurement roles
1) Supply + Price
Site/ Division focus (dictate)
Supply security
Rigorous financial process ‘to get it right’
Getting the price right through; negotiations and bid events
Limited category specialists
Limited industry knowledge
2) Total Cost of Ownership
Site/ Division focus (dictate)
Supply security
Financial process with split of cost models to follow the market
Get the price right through; RFQ/ RFP, clean sheet/ should cost and SC-focus
Category specialism in development
Limited industry knowledge
3) Strategy, demand driven
Business focus (follow strategy)
Customer focus (internal)
Price a given, value driven; influence via specification and demand management
Category specialists
Industry knowledge in development
4) Strategy, influencing
Integrated strategic decision process
Strong external focus
Value driven, not simply spend reduction
Category specialists and also deep industry knowledge
___________________________________________________________
Roles/ Stakeholder management
1) Supply + Price
Get it done!
Purchasing is job shop
People: internal focus, service the business
2) Total Cost of Ownership
Get it done!
Purchasing is job shop
People: internal focus, service the business
Educate the business on costs
People: external awareness
Analytics required
3) Strategy, demand driven
Get it done!
Purchasing is job shop
People: internal focus, service the business
Educate the business on costs
People: external awareness
Analytics come in play
Follow Industry trends
4) Strategy, influencing
All of the above and……
People: networkers, strong external focus, ability to educate and convince. Leaders.
Aware of industry trends and how they impact the market
Procurement as business consultant