Эксперт определяет Procurement как полный набор стратегических, тактических и операционных процессов, которые компании используют для оптимизации результатов поставок необходимых внешних товаров и услуг. Это включает в себя:
• Анализ затрат и поиск источников поставок
• Ведение переговоров и Управление контрактами
• Операционные закупки Operational Purchasing (Procure-to-Pay)
• Управление оплатами
• Мастерданные и управление производительностью поставщика
• Все другие процессы, поддерживающие закупочную деятельность
Purchasing, по мнению эксперта, представляет собой реактивный, транзакционный процесс, который начинается с заявки и заканчивается оплатой счета поставщику.
Например, закупка стандартизованного товара со склада поставщика/по каталогу (изготовленного для многих, а не под заказ) могла бы подчеркнуть разницу в степени сложности закупки, то есть, указать на простоту (большую транзакционность) по сравнению с закупкой индивидуального изделия, разрабатываемого под заказ, что безусловно является более сложной операцией. Но это лишь подчеркивает разницу, а не является определяющим, так как все эти операции, а также заказы с субконтрактного производства, операции консигнации и другие, тоже подпадают под понятие Purchasing.
Путаницу может вызывать словосочетание (Procure-to-Pay), подразумевая, что это Procurement в полном понимании. Но как раз нет, эта часть и считается операционными закупками (Operational Purchasing), как раз она может проходить без предварительной глубокой проработки закупки.
Словосочетание Source-to-Pay будет определением Procurement в полном его понимании, усложняя и расширяя процесс глубокой работой по выбору поставщика, сопутствующими переговорами и проработкой контракта.
С использованием https://www.jcollindemers.com/purchasing-v-procurement/
Дальнейшее активное разделение определений привело к созданию мнения, что Purchasing - это подпроцесс от более широкого Procurement, его транзакционная фаза, менее значимая, что, по нашему мнению, может быть по сути верно для некоторых предприятий, но можно усомниться в корректности формулировки. Мы все понимаем, что компания может осуществлять Purchasing без Procurement, но Procurement без Purchasing вряд ли возможен, - то есть, поставка может выступать самостоятельной частью процесса, а закупка без поставки — это уже что-то виртуальное. Возможно, более корректно, стоит говорить, что Procurement это надстройка к Purchasing.
Такой взгляд выводит на понимание, что часть Purchasing – это всегда процесс, а Procurement это совокупность процессов и бизнес-функции.
Чтобы еще больше проиллюстрировать это различие, институт CIPS подчеркивает, что задачи Procurement направлены на обеспечение следующих преимуществ для бизнеса:
• Надежность поставок
• Более низкие затраты
• Снижение риска
• Улучшенное качество
• Большая добавленная стоимость
• Повышение эффективности
• Инновации
Напротив, Purchasing прежде всего направлен на то, чтобы доставить нужный товар или услуги в нужное место в нужное время по разумной цене, т.е. не всегда уточнив потребность, быстро получить КП от поставщиков, быстро разместить заказ, своевременно получить и оплатить иногда с большими усилиями.
Безусловно, явным признаком Procurement активности будет анализ и отчетность по затратам и экономии, влиянию изменения затрат на прибыльность/маржинальность.
Остаётся понять, чем отличается Strategic procurement от просто Procurement.
Более глубоким уточнением потребности? Другими KPI? Пониманием различий оборудования для изготовления изделия? Работой на уровне value engineering и разработкой рецептур вместе с технологами и поставщиками поставщиков? Заполнением матриц (Кралича и др) и реальным построением и управлением взаимоотношениями? Поиском совместных закупок в альянсах?
Безусловно, отличается процентом временных затрат на эту стратегическую надстройку, а не на решение операционных задач.
What’s the difference between Purchasing and Procurement? (Infographic)
